Закрепление лучезапястного сустава (ЛЗС) у пистолетчиков"Тренируясь в стрельбе, вы развиваете не руку и не глаз, а мозг, который ими управляет". (Я.М.Каплунов, 1948 год) Больше всего заводит в тупик (лично меня) слово "тонус". Хитрое слово. Тонус есть состояние напряжения мышц и нервных клеток не вызывающих утомление спортсмена. Хитрое такое состояние. Как его тренировать, что бы оно сохранилось во время выстрела? Ведь после нескольких десятков выстрелов происходит утомление не столько мышц, сколько нервных центров поддерживающих напряжение мышц. Интересен состав мышц закрепляющих ЛЗС. Это мышцы антагонисты, сгибающие и разгибающие суставы кисти. Две группы противоположных мышц одновременно выполняющих противоположную работу и этим фиксирующие ЛЗП. К ошибке при выстреле связанной с потерей тонуса приведет несоответствие напряжений какой либо одной пары мышц антагонистов. И кто-то потянет одеяло на себя. Закрепление лучезапястного сустава у стрелков - пистолетчиковТут нужна специальная физическая подготовка данных групп мышц в связи с огромной важностью их специфической работы. Обычно объясняя ученикам о закреплении лучезапястного сустава я прошу их согнуть первые две фаланги пальцев и разогнуть третьи. В этом случае происходит закрепление ЛЗС, и ученики начинают понимать, что от них требуется. Но как не закрепляй ЛЗС, все же нажимательный палец пытается тянуть одеяло на себя, и чем быстрее он это делает, тем лучше это у него получается. Возможно более важная проблема в этом случае - это противодействие остальных групп мышц-антагонистов работе нажимательного пальца путем избыточного их напряжения? Ведь как бы ни был силен ЛЗС, нажимательный палец сильнее. Еще я пробовал такое упражнение, поднять руку - прицелится, потом опустить руку, закрыть глаза, поднять руку и с закрытыми глазами прицелится, потом открыть глаза и проконтролировать мушку относительно мишени. Цель - добиться автоматическое перемещение оружия в зону прицеливания. Если добиться этой цели, то останется фиксировать оружие и жать на спусковой крючок не затрачивая усилий на процесс прицеливания. Все истины лишь полу-истины. Все общепринятые догмы работают лишь в своих пределах, но для того кто вышел за эти пределы. Требования на которые вышли только единицы, лакомый кусочек к которому стремятся миллионы. Все это можно сказать и о стрельбе. Все зависит от зоны в которой работают тандем тренер-стрелок. И для каждой зоны существует своя оптимальная техника стрельбы. Есть небольшой перенос техники из зоны в зону, но все равно, технику стрельбы для вышестоящей зоны придется осваивать заново. Самый верх совершенства подразумевает развитие нескольких техник стрельбы. Так цель попасть шестьдесят раз в зону зачета десятки формирует технику стрельбы совершенно отличную от техники стрельбы в финале, где цель совершенно другая - десять раз попасть в центр зоны 4,5мм. А это совершенно другая техника стрельбы, требующая своей функциональной и технической подготовки. Все догмы которые имеют силу в предыдущей зоне теряют свою силу, и начинается творческий поиск новых догм которые выполнят свою работу на этом этапе. Естественно, лиц заинтересованных в творческом поиске нужной информации, становится меньше, прямо пропорционально количеству работающих на этом уровне. Под техникой стрельбы я подразумеваю количество ошибок присущее данному стрелку и позволяющее ему гарантированно попадать в данную привычную ему зону. При переходе в вышестоящую зону резко уменьшается количество ошибок достаточных для надежного попадания в данную зону, а с этим и появляется потребность над тщательной работой над техникой выстрела. Малый перенос старой техники обусловлен привычкой к ошибкам гарантирующим попадание в предыдущую зону. А значит технику придется менять избавляясь от ошибок. Я думаю, что если средний результат в финалах подымится до 10.4–10.5 то техникой стрельбы в финале придется заниматься более целенаправленно. В финале и количество выстрелов меньше, и цена выстрела выше. Есть и другая философия. Цель стрелка 60 десяток подряд и десять 10,9 в финале. Это то хорошее, что можно повторить, но нельзя улучшить. Как известно, только Цель формирует События. Разные цели по идее формируют разные события и способы достижения цели. Позвольте более детально описать инструмент посредством которого можно тренировать «единственное нуждающиеся в тренировке». Нет разницы между зоной десятки и зоной единицы в том смысле, что и единица и десятка представляет собой зону в которую нужно попасть серию пуль. Два основных момента тренировки в зонах - величина зоны и количество попадании подряд выстрел за выстрелом объединенных понятием серия. К примеру серия из пяти выстрелов в зону девятки засчитывается в случае попадания всех пяти пуль в данную зону. Как жаль бывает, когда попадаешь четыре раза в десятку и один в восьмерку. Серия в этом случае не засчитывается, и от спортсмена требуется ее повторить. В копилочку ложем не десятку за десяткой, а засчитанную серию выстрелов. Отдельная десятка роли не играет, ибо рано или поздно, но придет момент серийной работы в этой зоне. Теперь более детально. Есть спортсмен освоивший зону восьмерки и делающий первые шаги в зоне девятки. Цель тренировки - шесть серий по пять выстрелов в зону девятки. Первая серия стрельба в стойке, вторая сидя на стуле стрельба с упора. Далее повторяем - стойка-упор. Кстати, о упорах. (Лучше всего упор класть под локоть, и о чудо. кисть вместе с ЛЗС в своем девственном состоянии, ничто не мешает уделить внимание любой ее части). Спортсмен выполняет первую серию и достигает зачета с шестнадцатого раза. Зато на остальные пять серий потребовалось восемнадцать попыток пять из которых было засчитано. Ощущения спортсмена - первые шестнадцать попыток - поиск нужного тонуса для достижения зачета, и только в конце что-то нащупалось Что и подтвердилось последующей работой - восемнадцать попыток и пять из них зачет не смотря на усталость. Далее в планах - продолжаем начальное освоение навыка попадания в зону девятки, надеюсь меньшим потом, постепенно увеличивая количество зачетных серий за тренировку. Второй этап - усложнение зачетных серий путем увеличения количества выстрелов, и работа с зачетными сериями под дополнительной физической нагрузкой на фоне усталости. Третий этап - закрепление наработанных навыков в условиях соревнований - все выстрелы соревновательного упражнения в зону девятки. Далее переходим в зону десятки. Я, делающий первые шаги в спортивной стрельбе тренер, давайте поговорим о том, как будем тренировать предложенное Вами «единственное нуждающиеся в тренировке» Ведь наставление типа - «Маша, следи за своим тонусом» проблему не решает. Это благодатная почва, но плоды она даст в том случае, если ее регулярно поливать потом. Пробуем следующее упражнение - стреляем с упора, сидя на стуле, упор на столе, локоть ложем на упор. Целимся, закрываем глаза, и выжимной палец работает при закрытых глазах. Сначала сомневался, что детки в мишень попадут, но все отлично. Цель упражнения - прочувствовать тонус кисти в комплексе с работой выжимного пальца. Стрельба с упора, это известное изобретение Анатолия Петровича. Мы постоянно используем всякие разновидности стрельбы с упора (а этих разновидностей великое множество), но сейчас постоянно в поиске. Тонус кисти, как сейф с цифровыми комбинациями, пока подберешь нужную комбинацию пока ее нащупаешь, запомнишь и привыкнешь к ней. Кстати выжимной палец в предложенной разновидности стрельбы с упора работает по ощущениям чуть иначе чем в тех же условиях но с открытыми глазами. Сейчас пробуем более сложный вариант - стреляя с упора целимся, закрываем глаза, считаем до трех, выстрел, считаем до трех, открываем глаза, смотрим на положение мушки и после на результат выстрела. Одно из требований Анатолия Петровича - суметь сохранить тонус. Условия приемливые. Это же упражнение, но со стойки, будет более сложным. Само упражнение, лишь оболочка. Более важный момент - постановка задачи. К примеру, стрельба с упора все пули в зону девятки и стрельба с упора энное количество в десятку. Требование не выполнил - повтори. Внешне упражнения схожи, но внутреннее содержание разное. Не все ошибки можно исправить тренерским контролем. Есть случаи, когда ученика нужно поставить в условия, в которых он выполняя задачу, сам исправит ошибки. А условия эти будут требовать повторения работы до тех пор, пока ошибка не будет осознана самим учеником. Нужен творческий поиск для самого спортсмена, и для этого нужны различные условия выполнения упражнений. Так например выполняя задачу «все пули в зону девятки, при этом устраивает вариант всех пуль в десятку», заставит спортсмена в случае попаданий вне зоны девятки, задуматься о причинах ошибок, найти их и устранить. Работа в сериях «энное количество в десятку» побудит спортсмена к творческому поиску новых для себя ощущений, к поиску новых комбинаций тонуса мышц кисти в комплексе с работой мышц выжимного пальца. Все больше прихожу к мнению, что умение сохранить тонус мышц кисти есть подводящая задача. Все проблемы стрелка от работы выжимного пальца, и от чувствительности мышц выжимного пальца зависит тип тонуса мышц кисти. Кому-то нужно иметь руки атланта, а кто-то будет обладать рукой пианиста. Нужно учитывать момент недостижения цели. Именно этот момент побуждает спортсмена учитывать все составные элементы техники выстрела. Одна неудачная серия, вторая - все это сильный стимул для поиска причины. Спортсмену не навязывается правильная техника, а он, с небольшими подсказками сам ее находит и закрепляет. Бесцельная работа над внешне правильной техникой, работа ради правильной работы без нацеливания на результат как мне кажется будет неэфективной. Технику нужно выстрадать, закрепить потом и радостью достижения цели. Цель нужно достигать превозмогая боль и усталость. Стремление к результату есть постоянный поиск и устранение причин совершаемых ошибок. А ошибки на определенном этапе просто так не вылезут. Нужно очень потрудится. Разговор о технике не совсем корректен. Правильнее будет назвать это понятие - навык. Вот к нему можно применить требования предъявляемые к навыку - начальное освоение, закрепление под нагрузкой, закрепление в условиях соревновательной деятельности. Если на этапе освоения навыка попадания в зону десятки, мы предпочитаем тепличные условия, то на втором этапе добиваемся устойчивости навыка под физической нагрузкой. А на третьем этапе развития навыка добиваемся демонстрации результата на соревнованиях. Навык - это способность показать результат, а не продемонстрировать внешне правильные движения. Если движения позволяют попадать шестьдесят раз подряд в десятку, то эти движения будут правильными. Если признание ошибки приведет к улучшению результата, то есть смысл ее признавать. Кстати об ошибках. Лев Матвеевич писал - для попадания в десятку нужно соблюдать множество требований, а для того чтобы промазать, достаточно нарушить одно из этих требований. Есть и такое понятие как совмещение ошибок, это когда две ошибки накладываются и в итоге имеем неплохой выстрел - случайный хороший выстрел. Философия каждого выстрела в десятку, тоже имеет свои слабости. Нереально каждый выстрел попадать в десятку. Иногда на соревнованиях самого высокого ранга хватает не все выстрелы попасть в десятку. Но, в случае если энное количество спортсменов начнет стрелять все выстрелы в десятку, то федерация пойдет на то что бы изменить габариты мишени. Понятие зона, в этом отношении куда практичней, и философия все выстрелы серии в нужную зону, это философия охватывающая как новичка начинающего стрелять в чистый лист, так и гурмана, поедающего за тренировку несколько зачетных серий по пять выстрелов с ограничением - в зачет идут только те десятки, которые не касаются наружной габаритной линии десятки. Разница между новичком и гурманом в количестве требований которые нужно соблюсти. Для попадания в чистый лист - одно, для выполнения нескольких серий для гурмана - на несколько порядков больше. Философия стрельбы в зону, не ограничивает спортсмена от попадания всех выстрелов в десятку, а учитывает главный принцип обучения - от простого к сложному. Сориентировать новичка, на мысли, что попадание в десятку это хорошо и требовать от новичка каждый выстрел попадать в десятку - две большие разницы. От простого к сложному, от единичного случайного попадания к серийному гарантированному попаданию в нужную зону, с дальнейшим усложнением требований. Ошибки закрепляются лишь тогда, когда с ними перестаешь бороться. В условиях постепенного усложнения требований - избавление от ошибок будет главным условием перехода к вышестоящим зонам. Навык серийного попадания в десятку, это сложно-координационный навык, и для того чтобы освоить этот навык, нужно освоить менее сложные, базовые навыки, а значит найти, осознать исправить ошибки, а также закрепить безошибочную для данного базового уровня технику, и только создав устойчивый базовый навык, переходить к освоению более сложного, а значит снова искать ошибки, осознавать и исправлять их. Устойчивый базовый навык. Начиная работать в зоне девятки, мы за тренировку могли освоить две - три зачетных серии, теперь осваиваем от восьми до двенадцати серий. Иногда проскакивают серии с четырьмя десятками и одной девяткой, очень редко пять десяток. Когда серии из пяти десяток будут появляться чаще, то мы признаем навык серийного попадания в девятку устойчивым и достаточным для перехода к освоению зоны десятки. Вот думаю о тонусе и как-то не все складывается. Сумей сохранить мышечный тонус во время выстрела и попадешь в десятку. В данном случае все упирается в статику. Найти нужный мышечный тонус руки, который позволит оптимально работать выжимному пальцу, что в свою очередь позволит удержать ствол во время выстрела в точке прицеливания. Можно высказать противоположное мнение - найди оптимальное движение выжимного пальца, которое позволит удержать ствол во время выстрела в точке прицеливания. В этом случае все упирается в динамику. Если в случае статики работает одно полушарие головного мозга, то во втором случае работает другая половина головного мозга. Есть древняя мудрость - выбирая одно из двух унижаем то что лежит в основе. Значит должна быть третья сторона. Основная причина схода ствола с точки прицеливания во время выстрела - дергание. А причина дергания лежит в стремлении сделать выстрел в строго определенный момент, значит осознанно, тобишь с участием двух половинок головного мозга занятых противоположной работой. Если выстрел происходит неосознанно, то и дергания как такового нет. Но неосознанность лежит в области работы третьей части головного мозга отвечающего за одновременное решение многозадачных моментов - мозжечка. Как-то все должно происходить так - подымается рука с пистолетом, начинает работать выжимной палец и включается мышечный тонус руки отвечающий за закрепление ЛЗС, оружие входит в зону прицеливания и вот тут включается в работу мозжечок. Стрелок ждет выстрела, но не знает когда он произойдет. Нечто похожее на примеры упражнений предложенных Анатолием Петровичем - стрелок целится, но на выжимной палец нажимает палец тренера, и выстрел происходит неосознанно. Теперь следующий момент - "единственное что нуждается в тренировке". Как мне кажется это касается работы мозжечка. А значит для тренировки требуются специальные средства. Как-то так. Если мы используем сознание, то в работе участвует не весь мозг, о только его часть. Взять к примеру -"целостный навык, где прикладка не отделена от прицеливания, прицеливание - от спуска курка (бойка), а спуск курка (бойка) - от прикладки, в единый, слитый психофизиологический механизм, автоматически и однообразно срабатывающий при каждом выстреле". При таком сложнокоординационном навыке работа на одном сознании малоэффективна. Наше сознание не способно работать в режиме многозадачности, и часто входит в ступор, поэтому в боевой, аварийной, напряженной соревновательной обстановке - думающий входит в ступор и не может адекватно решать поставленные сложившейся обстановкой задачи. Выигрывает тот, кто включает в работу весь мозг, не только сознательную, но и бессознательную его часть. "Нет, стрелок не ждет выстрела, стрелок непрерывно давит на спуск, не пытаясь загнать себя в строгую точку прицеливания, следит за тем, чтобы работал только один указательный палец на фоне своих естественных колебаний, при этом удерживая стойку, сохраняя постоянство хватки, а выстрел происходит как бы неожиданно". 1-давит непрерывно на спуск. 2-удерживает оружие в зоне прицеливания. 3-следит за тем чтобы работал указательный палец на фоне своих естественных колебаний (надеюсь имеется ввиду не естественные колебания указательного пальца?). 4-удерживает стойку. 5-сохраняет постоянство хватки. 6 - а выстрел происходит как бы неожиданно. В пункте 1 - давление непрерывно, но движение указательного пальца? Возможно замедляется при выходе оружия из зоны прицеливания и возобновляется при входе в зону? А возможно и вовсе прекращается откладывая выстрел? Ведь не просто тупо давим на спусковой крючок? Значит есть еще механизм управляющий работой указательного пальца, анализирующий ситуацию и принимающий решение? В пункте 2 - удерживает оружие в зоне прицеливания. Я так понимаю что работает механизм управляющий телом, и возвращающий оружие в зону прицеливания при постоянном намерении оружия выйти из этой зоны. Включаются в работу мышцы сохраняющие оружие в зоне прицеливания. В пункте 3 - удерживает стойку. Тут задействован вистибулярный аппарат? Аппарат управляющий большой группой мышц удерживающих наше тело в состоянии равновесия? В пункте 4 - сохраняет постоянство хватки. Опять же работает механизм контроля за постоянством хватки, постоянно мониторящий - а постоянна ли хватка? Да и сама хватка? Набор одновременно сократившихся мышц антогонистов? Можно ли детально описать в какой степени напряжена каждая мышца, да не плохо было бы перечислить все мышцы обеспечивающие постоянную хватку, описать работу механизма управляющего поддержанием постоянной хватки. В пункте 5 - а выстрел происходит как бы неожиданно? Очень как-то за уши притянуто. Это ж как это неожиданно, если все под контролем сознания? Точка прицеливания. Если мы стреляем в зону 9, то можно говорить о зоне прицеливания, а если стреляем в 10.9 то вероятно нужно задуматься о точке прицеливания? Есть один интересный момент, возможно он объяснит почему внимание нужно уделить положению ствола относительно мишени в момент когда пуля покидает ствол. Как писал Анатолий Петрович наше сознание получает устаревшую информацию от зрительного анализатора, событие произошло и информация доходит до мозга с задержкой. Задержка небольшая, но ее хватает чтобы ровная мушка идеально стоящая в зоне прицеливания покинула эту зону. Зрительно идеальная ровная мушка в идеальном месте зоны прицеливания, должна быть стопроцентная десятка, а на деле девятка или восьмерка. Вот в это время запаздывания стрелок производит выстрел в слепую. Опора на ровную мушку шаткая. Поэтому нужно задуматься о том как и за счет чего производится точный выстрел вслепую. "Основная задача, не закрепление ствола в одной точке, а закрепление мушки в прорези" В этой ситуации придется частично отказаться от услуг зрительного анализатора, и уделить больше внимание тактильному анализатору. Источник: форум "Учимся стрелять" |