Что такое ореховый приклад, и как подобрать древесину для негоВ большинстве случаев материалом для лож охотничьих ружей и карабинов служит орех. Его тёмная по цвету и плотная по структуре древесина как нельзя лучше подходит в этом случае. Но даже для самого обыкновенного, стандартного ложа необходимо, чтобы природа «поработала» сначала, как минимум лет 50. И только затем наступает черёд человеческих рук и начинается долгий процесс обработки неподатливой и капризной древесины. Не каждый мастер может заранее сказать, каким будет его следующий приклад: обычным серийным или действительно произведением искусства, что бывает нечасто. Как уже говорилось минимальный возраст дерева, пригодного для обработки – 50 лет, такие деревья могут стоить на корню от 50 до 500 $. Чем объясняется такая вилка в цене? Всё очень просто. Качество древесины и размеры дерева. Орех, который растёт в мягком климате, на богатой почве представляет мало интереса. И напротив, дерево которое медленно набирает силы на бедных почвах и постоянно подвергается контрасту температур, будет намного ценнее. Поэтому существуют регионы, которые являются поставщиком такой ценной древесины. Что такое ореховый приклад, и как подобрать древесину для негоВажным этапом является то, как дерево извлекают из земли. Подходящее дерево не рубят и не спиливают под корень, а выкорчёвывают. Для этого есть свои причины. Приблизительно ¼ часть и самая ценная, та, где древесина имеет все возможные изгибы, находится ближе к корням. Лучшим временем для выкорчёвывания считается поздняя осень и зима, период с минимальным сокодвижением в древесине. В этот период древесина теряет часть влаги и период сушки уменьшается. Для выкорчёвывания одного дерева требуется несколько часов упорной работы, несмотря на использование современных механизмов. Работа должна вестись осторожно, чтобы не повредить ту часть дерева, из которой впоследствии будут делать заготовки. После выкорчёвки освобождают корни от земли, камней, затем отпиливаются крайние отростки корней, чтобы была возможность «прочитать» дерево. На срезах будут видны различные механические повреждения и изменения под воздействием холода. Дерево, которое промёрзло до сердцевины, непригодно для производства заготовок, но его можно использовать в других целях. Внимательное изучение коры, ствола тоже даст возможность определить качество древесины. Нужно обращать внимание на то, есть ли следы «работы» жуков-древоточцев, следы ударов, осколки от боеприпасов времён войны, обломанные ранее и заросшие сучки, да мало ли чему могло подвергнуться дерево за 50-100 лет. Большая часть дерева к этому возрасту настолько повреждены, что бывает трудно использовать древесину в работе. После осмотра ствол подаётся на распиловку в доски. В моей практике для дорогих и ответственных работ дерево колется на бруски и затем строгается до требуемой толщины. В таком виде древесина хранится в сухом проветриваемом помещении, периодически перекладывается в штабелях, чтобы сохранялась низкая влажность по всему бруску. Нормой считается влажность в 8-10%. Следующий этап древесины на пути к готовому прикладу это разметка. Это очень ответственная и не требующая спешки работа, отнимает очень много времени на правильную планировку распила. Спешный рез может превратить высокосортную и дорогую заготовку в хорошее палено для камина. Тщательным образом изучается строение древесины и определяются примерные формы будущего ложа. Все знания и опыт направлены на то, чтобы сохранить естественную структуру, цвет, направление волокон и использовать природные изгибы при дальнейшей обработке. На этом этапе многие мастера выпиливают заготовки с приблизительными размерами и формами прикладов и заделывают торцы заготовок парафином с древесной смолой, гудроном, масляной краской и даже клеем ПВА. Мотиваций этим поступкам много, но я всё это считаю в корне неправильным и тупиковым решением. Замазав торцы, мастера не дают «дышать» древесине, и часто при таком хранении в заготовке образуются внутренние трещины «бутылочного» типа. Если и есть необходимость досушить заготовки, при этом сохранив выход влаги и воздуха как с торцов так и с образующих сторон, то лучшего средства как гашёная известь нет ничего. Замазав торцы известью мы выравниваем выход влаги равномерно со всех сторон заготовки. И так. Сушим ещё 5-6 лет. Хотя для изделий низкого качества можно применять ускоренную сушку в течение 5-7 недель в сушильной камере. Я имею привычку предварительно пропитывать заготовки чтобы выявить рисунок текстуры и посмотреть как именно данная заготовка реагирует на разные пропитки.
А теперь самое интересное и волнующее для мастера, грамотного охотника, и ценителя красивой ореховой древесины и работ из неё. Дальнейшая судьба заготовок может быть следующая. Обычные заготовки идут на изготовление стандартных лож заводского качества. Заготовки более высокого качества используют мастера, для выполнения работ под заказ. И наконец эксклюзивные по своим параметрам заготовки попадают в руки коллекционеров, которые иногда даже отказываются от изготовления ложа из них и сохраняют в нетронутом виде из-за определённых особенностей рисунка или структуры дерева.
Ещё пройдёт много времени, пока Богом сотворённое дерево и его часть, выбранная человеком, превратится в прекрасный приклад и будет радовать хозяина красотой своей и ловкостью в стрельбе. Автор: Белозёров Михаил. Эксперт по огнестрельному охотничьему оружию |